Гора Каменная

Чем заинтересовала меня гора Каменная? Начну с общей информации. Она находится в 5 км. на юго-восток от Ревды, является ландшафтным памятником природы Свердловской области. Что интересно - скалы на горе Каменная на несколько метров выше горы Волчиха. Казалось бы, это странно, ведь Волчиху видно издалека и отовсюду, а про гору Каменную такого не скажешь, но все оттого, что она целиком покрыта лесом, лишь на самой вершине находится скальный гребень. Отвесной частью он расположен на восток, высоту самих останцов я не проверял, но они чуть выше деревьев, длина гребня около 400 м. Остальные части скал пологие и поросли лесом. Перед отвесной стеной расположена обширная поляна, с которой можно полюбоваться скалами.

На вершинах скал вид очень хорош, хоть и открывается только с одной стороны, на восток. Видны леса и окрестные горки, карьер Ревдинского камнедробильного завода, живописная картина Волчихинского водохранилища с островами, и даже город Екатеринбург (около 40 км. до центра), как белый мираж на горизонте. Хотя, чтобы хорошенько рассмотреть его высотные здания, нужно иметь с собой какую-нибудь оптику.

Еще уникальность горы Каменная в том, что считается, что находится она на границе Европы и Азии, и на вершине даже есть самодельный обелиск, самый необычный из всех - в виде столба с филином, который крыльями указывает на эти две части света. Обелиск изготовлен школьниками города Ревды. Несмотря на то, что скала довольно впечатляющая и легкодоступная, вокруг нее достаточно чисто, что меня порадовало. Кстати, есть еще и гора Каменная вторая, но она не представляет особого интереса.

Ну а про речку Ельчевка (здесь и далее читать Ельчёвка) сказать особо нечего, кроме того, что это маленькая лесная речка, шириной 1-2 метра, длиной около 10. Начинается недалеко от Дегтярска и впадает в Ельчевский пруд, и далее в Волчихинское водохранилище. Кому интересно, могут почитать про нашу поездку на Ельчевский пруд и водопад Джакузи.

Это вторая часть рассказа. Начало тут

Гора Каменная и речка Ельчевка. Часть 2

Вернулся я к Денису. Пошел мыть руки, и увидел елочку, всего метра два высотой, а на ней гнездо, совсем низко. Большое такое, окруженное еловыми лапами, а внутри - шесть штук яичек дрозда, голубые с коричневыми крапинами. Самих родителей видно нигде не было, что удивительно, обычно дрозды ругаются на тех, кто потревожил их покой. Наверное, где-нибудь на дереве сидит, за мной наблюдает... Часа два еще мы с Денисом отдыхали на стоянке, периодически ходили вокруг, фотографируя все, что заинтересует. Я вспугнул недалеко от пруда крупную ящерицу, сантиметров двадцать, и она быстро шмыгнула в траву.

Но пора уже было отправляться на гору Каменная, четыре часа дня почти. Сели на велосипеды, вернулись до грунтовки на склады, пересекли ее, и так же вдоль ЛЭП покатили в другую сторону. Места пошли непохожие на те, где у нас была стоянка. На просеке - линия электропередачи, и во всю ширину, кроме колеи, просека покрыта спиленным кустарником, кругом торчат пеньки от тонких стволов, как щетка.

Вдали показались лужи, заливавшие местами колеи на приличной площади - надо будет думать, как их объезжать, по краям ведь всякие кочки, да и палки торчат. Первые несколько луж удалось проехать прямо на велосипеде - они были неглубокие, и дно твердое, из щебенки. Так что просто поставили на маленькую передачу, и медленно проехали. Следующие несколько луж обошли по краю, там было куда наступить.

А вот одна большая лужа поставила задачку - из-за размеров просмотреть все ее дно не получалось, обойти - тоже нельзя, со всех сторон влажная грязь. Поэтому я решил рискнуть, надеясь, что большой глубины не будет. Ошибся. Посередине глубина стала приличной, а педали-то все равно крутить надо! Так что кроссовки в нижней точке конкретно погружались в воду, и так несколько раз. Промочил-таки я ноги, пусть и не очень сильно.

Кстати, Денис на таких участках меня всегда пропускал вперед, чтобы посмотреть - что будет. Здесь я ему сказал, что промок, и он решил обходить вообще по лесу. Вернулся немного назад, зашел в лес, и пару сотен метров шел там. Дальше все было в том же духе - неудобные глубокие колеи, лужи, торчащие ветки, которые могут попасть в спицы, и т.п. Так что двигались мы небыстро, но и ехать до горы было недалеко - всего несколько километров.

Мы взобрались на следующую возвышенность, справа была меленькая вырубка, а налево - лесная дорога с колеями, именно в направлении Каменной горы. Мы решили пойти по этой дороге, и если она будет уводить от горы, пойдем напрямик по лесу. Съехали на эту земляную дорогу, там тоже были грязные заболоченные участки, мы их преодолели, и приняли решение велосипеды спрятать, и дальше идти пешком, так нам показалось легче.

С трудом нашли место, куда девать наши машины, потому что лес был прозрачный и просматривался далеко насквозь. Попалась нам большая раскидистая елка, а рядом - береза. Вот туда мы прислонили велосипеды, заметили большой камень у дороги, как ориентир, я еще на всякий случай вбил точку в навигатор, и мы пошли на гору.

Сначала двигались по мокрой земляной дороге, и вскоре обнаружили, что дальше она становится намного лучше, можно было ехать. На следующем пересечении дорог свернули еще раз направо, и уже по малозаметной тропе вышли на большую поляну, примерно как футбольное поле, покрытую уже свежей молодой травкой нежно-зеленого цвета. На ней живописно стояли несколько отдельных деревьев, а сразу за поляной - высокая, с четырех-пяти этажный дом, внушительная каменная стена, из монолитного серого камня, достаточно крутая, очень эффектная.

Тянулась она больше чем на сто метров. Наверху росли сосны. Эта и была Каменная гора. Денис даже изумился - он не ожидал встретить в этих местах такую здоровую скалу, думал, будет что-то гораздо более скромное. На дальнем конце поляны мы увидели скамейки, столик и костровище. Подошли туда. Все было хорошо, но вот солнце уже стояло так, что Каменную гору приходилось снимать против света, и она была в тени. Лучше, конечно, здесь фотографировать утром.

Столик и скамейки были сделаны добротно, чурбаки-опоры даже выкрашены в синий цвет. По одному из них густо сновали муравьи. Вид отсюда на поляну был великолепный. Мы полюбовались, и пошли подниматься на скалы. На вершину вела еле заметная тропка, и мы забрались на центральную часть, подъем был совсем несложный.

С края обрыва открылся прекрасный вид - внизу живописная поляна, дальше впереди лес - густо-зеленые кроны сосен и прозрачно-серые пятна лиственных деревьев, что стояли еще без листвы. За лесом раскинулись петли Волчихинского водохранилища, чередовавшие водную гладь с лесистыми шапками островов. А еще дальше, уже на горизонте, справа, виднелись трубы заводов и самые высокие здания Екатеринбурга. Мы даже узнали небоскреб "Высоцкий".

Левее был виден карьер несколькими этажами, над ним поднимались облака пыли, наверное, грузили породу. И лес слева от карьера стоял серый, запыленный. Эта широкая панорама прямо притягивала взгляд, мы долго сидели на большом камне и смотрели на далекие просторы. Я попутно сжевал яблочко. Мы все ждали солнца, чтобы при ярком свете сделать более живые снимки. Потом вспомнили, что надо осмотреться на клещей - и точно, я обнаружил у себя на одежде двоих, и у Дениса на штанах одного. Мы их торжественно сожгли.

Затем прогулялись на соседние вершины скалы. Прошли на северо-западную часть, но оттуда вид был поскромнее, деревья закрывали большую часть. Зато нашли столб, покрашенный в желтый цвет, а на его верхушке сидел плоский металлический филин, у которого на одном крыле написано Европа, а на другом - Азия. Где-то я читал, что его сделали школьники из Ревды. Они же следят за тропой на гору Каменная из Ревды, и чистят родник, который по пути.

Побродив по хребту, еще разок вернулись на центральную вершину, поглядели на пейзажи. Стали решать, что делать дальше - ночевать здесь, у горы, или возвращаться к речке Ельчевке. Здесь было хорошо то, что можно было посмотреть закат и рассвет, сделать хорошие фотографии, да и ночью поглядеть на огни города. Зато у речки - вода, можно умыться нормально... Так как к вечеру набежала какая-то облачность, и ясного неба, возможно, на закате и рассвете и не будет, все же решили вернуться к речке. Да еще и велосипеды у нас не на горе.

Вышли на тропу, по тихому вечернему лесу, светлому от берез, добрели до велосипедов. Они были на месте, никто на них не покусился. Вернулись на дорогу вдоль ЛЭП, и поехали к речке, ужинать. Обратно доехали быстрее, все ведь уже было знакомо. Даже место, где я промочил ноги, в этот раз удалось пройти по краешку колеи и обрубкам стволов.

Раз вдалеке перебежал дорогу зверек величиной с кошку, кто именно - не понять, расстояние большое. Я остановился, стал всматриваться, и увидел, что это был заяц-подросток. Он сначала-то дорогу перескочил, а потом нас услышал, испугался - и обратно в лес деру дал. Поехал я дальше, гляжу - а заяц-то снова на дорогу выбежал, и по ней скачет. Видно, в лесу все залито водой, сильно не побегаешь, пришлось ему прямо на виду передвигаться.

Так доехали обратно до Ельчевки. У речки поставили велосипеды. Стали осматриваться на клещей. С одежды по парочке сняли. Я разулся, чтобы вытряхнуть из кроссовок мусор, что туда нападал, и с удивлением обнаружил на стельке практически плоского, расплющенного моей пяткой, клеща, и вид был такой, как будто он впился в стельку! И главное - как он попал внутрь? Ведь они всегда вверх ползут...

Ну ладно, сели мы ужинать. У меня всякие овощи да вареные яйца, а Денис что-то, не подумав, взял в этот раз лапшу быстрого приготовления - а для ее заварки нужен кипяток. Да еще и термос у него маленький, а пить-то хочется. Так что хочешь - не хочешь, а надо костер делать и воду кипятить.

Но для кипячения взял он предмет совсем неподходящий - плоскую мисочку без дужки и без крышки. Как ее на костер-то приспособить. Вот он возился, мудрил что-то... Воды набрал из речки, благо, она там чистая, прозрачная. Принесли мы досок от брошенных клеток, развели огонь. Мисочку Денис поставил на доски. Потом хотел ее поправить, и случайно опрокинул. Вода залила костер. Пришлось разжигать огонь снова.

Я посоветовал не наливать миску полной, лучше половинку, так безопаснее. Но он меня не послушал, снова поставил полную на огонь. Вода уже стала закипать, побулькивать. Стал он ее снимать с огня, взял двумя палочками с боков - и снова опрокинул в костер. Вода опять залила огонь. А есть-пить-то хочется! Да еще я тут сижу, жую с аппетитом... В третий раз бедняга даже не стал ждать, когда вода вскипит, просто нагрел ее на костре, и залил лапшу.

Затем мы поставили палатки, и Денис отправился помыть велосипед у речки. Окончив все хозяйственные дела, мы снова развели костер, чтобы посидеть у огонька в вечерней темноте, попить чайку... Душевно так посидели. Я угостил Дениса нашим фирменным домашним чаем, он удивился, что мой термос так долго держит тепло, да и вкус чая ему очень понравился, душистый такой - это он с филипендулой, мы ее каждый год собираем.

Но вот совсем стемнело, пора уже было забираться в домики. Я надел налобный фонарик, и пошел к пруду умываться. Светил, естественно, себе под ноги, и заметил на тропинке большую лягушку, а может, жабу. Такую мощную, но не жирную, мускулистую, можно сказать. Посветил я на нее, а она встала, высоко подняв тело на лапах - видно, чтобы выглядеть больше и напугать меня. Я наклонился над ней - она не шевелится. Ждал, ждал - ничего. Решил ее потрогать - постучал пальцем по спинке. Она присела на лапках, и не уходит. Тогда я тонкой мягкой палочкой поводил ей по спинке, и лягушка закрыла глазки и расплылась в улыбке - любит, когда спинку чешут.

Потом я умылся в холодной воде, переобулся в сланцы, и пошел ложиться спать. Замотал пуховым шарфом поясницу, ночь обещали прохладную, забрался в спальник, и часов в одиннадцать уже уснул. Все вещи засунул перед этим в палатку, только велосипед снаружи оставил.

Но вот ночью спалось мне плохо, меня будил Денис. Он все вертелся, крутился, вздыхал громко. Не привык, видно, спать на природе - и жестко, и холодно. А еще он переживал, как бы не пошел дождь - палатка-то однослойная, без тента. Вот он и выглядывал частенько, чтобы посмотреть, не набежали ли тучи. При этом расстегивал молнию, и от этого треска я и просыпался... Только под утро затих, утомился, видимо, туда-сюда скакать. Я смог немного поспать спокойно, тем более и воздух начал потихоньку прогреваться.

Разбудила меня птичка, она где-то неподалеку выводила звонкие трели. Я послушал ее, а когда она улетела добывать козявок, снова уснул. В половине восьмого утра прозвенел будильник, и я решил, что пора вставать. Вышел наружу, сходил умылся на речку, ледяная водичка взбодрила. Денек обещал быть теплым. Я сделал зарядку и собрался завтракать.

А вот у Дениса дела шли как-то совсем вяло. Пошел он умываться, но до речки не добрел, вернулся. Начал делать зарядку, два раза махнул руками, и закончил. То ли не выспался, то ли в забывчивость впал. Даже костер разводить не спешил, а ему же чай кипятить надо.

После завтрака я отправился гулять с фотоаппаратом по окрестностям. Рядом была гора Бритая (кажется, так она называется на карте), вот туда я и стал забираться. На склонах были видны следы вырубок, но каких-то неправильных - не сплошняком, а лишь часть деревьев. Незаконные, наверное. Мне стало жарко и заныли от усталости ноги. Я снял кофту и продолжил подъем. В лесу там было пусто - ни зарослей травы, ни листвы толком нет, так, маленькие совсем.

Дошел до вершины, и заметил еще более высокое место. Направился туда. Обнаружил там гранитные скалы, но они скрывались в лесу среди деревьев, и не отличались большой высотой - метров 5 всего. Еще на вершине стояла вышка, сваренная из ржавого железного уголка. Когда спускался, видел несколько поваленных сухих деревьев с наполовину выдолбленным стволом.

Вышел на просеку, по которой в сторону Дегтярска вела дорога. Вдоль просеки протекала все та же речка Ельчевка, закладывая замысловатые зигзаги. Солнце еще светило ярко, но облака уже начали собираться. Перешел речку (она всего-то метра полтора была). По ее берегам уже расцвели желтые некрупные цветочки. Сфотографировал на кусте маленькую птичку, лесной конек называется. Снял какую-то особо матерую, раскидистую сосну.

Дальше вроде бы ничего особо интересного не наблюдалось, так что я решил повернуть обратно. Стал уже подходить к месту нашей стоянки, но с другой стороны. Здесь земля была изрыта ямками, как после поисков золота или камушков. Вышел к небольшому озерцу, затянутому ряской. На озерце сидела утка, но при моем приближении шустро улетела. А за ней - еще парочка.

Хотел было перейти обратно на сторону стоянки через Ельчевку, но здесь она разлилась. Так что я побрел в обход, чтобы еще прогуляться по лесу. Сначала вдоль речки шел, где-то с километр, и вот там нашлась более твердая земля, не заболоченная, и речка узкая, перепрыгнуть можно. Перепрыгнул. Поднялся в лесок, и пошел к нашей стоянке. Гляжу - никого нет, а Денис сидит у пруда, где мы умываемся. Задумался, видно, медитирует.

Снял я с одежды очередного клеща, совсем разделся, поскольку стало уже жарко, и решил пойти помыть велосипед. Надел сланцы, и подошел к речке. Посоветовал и Денису сходить погулять, пофотографировать, пока я тут вожусь. Когда домыл велосипед, он вернулся с прогулки, и мы сели обедать. Я достал курицу с картошкой в фольге, и напарник опечалился, что у меня нет его любимых пирожков с капустой.

После обеда мы прилегли отдохнуть, позагорать. Погода была очень ласковой, тишина, пение птиц, легкий ветерок. Чудесно просто. Жаль, что времени уже было около трех, и настала пора собираться в обратный путь. Так неудобно, что из Ревды последняя электричка идет в семь вечера, и ни в девять, ни в десять вечера уже не уедешь. А мы решили подстраховаться, и поехать на предпоследней, в шесть часов. А то вдруг колесо пробьешь и опоздаешь, так хоть будет шанс уехать на следующей.

В половине пятого надо было уже выдвигаться. Потихоньку собрали вещи, попрощались с прекрасной стоянкой. Даже Денису хотелось остаться на подольше, отдохнуть, отоспаться...

На обратном пути мы нигде не останавливались, и потому скоро доехали сначала до асфальтовой дороги, а потом до станции Пионерская. Мешал только сильный встречный ветер, гасивший скорость. Всего за час добрались до остановочной платформы. Денис еще успел перекусить на перроне, и минут через двадцать пришла электричка. Мы сели в первый вагон, и вернулись в Екатеринбург. День был будний, так что пассажиров не много.

На пересечении Космонавтов и Челюскинцев попрощались, и поехали по домам. Эта поездка подарила нам еще одно хорошее местечко для отдыха, причем легкодоступное и безлюдное. Да еще порадовало то, что практически не было комаров, что необычно для конца весны.

Как добраться до горы Каменная

Как я уже говорил, гора Каменная находится недалеко от цивилизации и легко доступна. Способ добраться будет зависеть от вида транспорта, которым Вы воспользуетесь. Если собираетесь идти пешком, из Екатеринбурга лучше ехать с Северного автовокзала автобусом на Дегтярск (он идет через Ревду), и выйти на остановке, которая называется "Дом отдыха". Затем пройти по трассе вперед примерно с километр, и повернуть направо, на грунтовку. Она ведет на военные склады. Либо попросить водителя остановиться прямо у поворота.

По этой грунтовке надо пройти до пересечения с широкой просекой ЛЭП, налево - до речки Ельчевка. К горе Каменная направо, по дороге вдоль ЛЭП, 1.8 км. до отворотки влево на лесную дорогу, она малозаметна, будьте внимательны. Дорога приведет к скалам на горе Каменная.

Если Вы на велосипеде, то можете стартовать из Екатеринбурга, либо доехать на электричке до станции Пионерская, и далее по нашему маршруту.

Также до горы Каменная можно легко дойти из Ревды. Для этого сначала добраться до окраины города, в сторону Кирпичного завода, затем по лесной тропе, мимо садов "Рябинка", прямо до скал. Расстояние от окраины Ревды до горы около 5 км. По пути возле тропы есть родник, где можно набрать чистой воды.

Для фотографов: снимки скал лучше всего получаются в первой половине дня, пока солнце с восточной стороны, а вот виды со скал нужно делать ближе к вечеру, когда солнце склоняется к западу.

Карта горы Каменная и окрестностей

Гора Каменная - фотографии

Стела «Европа - Азия»
Въезд в поселок "Бережок"
Поселок "Бережок"
Бывшее здание "Дома отдыха"
В бывшем "Доме отдыха" теперь живут дачники
Остатки крольчатника
Прудик на реке Ельчевка
Дорога вдоль ЛЭП на гору Каменная
Вершина горы Каменная
Вид на гору Каменная
Красивая поляна перед горой
Вид с горы на Волчихинское водохранилище